Глава 7. Сигналы регулировщика и светофоров                                                   
Вернуться к выбору глав-->
35. Требование регулировщика об остановке транспортного средства выражается путем
подачи сигнала жезлом или жестом руки, а также с помощью громкоговорящего
устройства. Для дополнительного привлечения внимания участников дорожного
движения регулировщиком может подаваться сигнал свистком. Водитель должен
остановиться в указанном ему регулировщиком месте.
Сигналы регулировщика обязательны для исполнения участниками дорожного
движения, даже если они не соответствуют требованиям сигналов светофоров и других
технических средств организации дорожного движения.
36. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:
36.1. руки вытянуты в стороны или опущены:
36.1.1. со стороны левого и правого бока разрешено: трамваю - движение прямо, другим
транспортным средствам - движение прямо и направо, пешеходам - переходить
проезжую часть дороги;
36.1.2. со стороны груди и спины: движение всех транспортных средств и пешеходов
запрещено;
36.2. правая рука вытянута вперед:
36.2.1. со стороны левого бока разрешено: трамваю - движение налево, другим
транспортным средствам - движение во всех направлениях;
36.2.2. со стороны груди: всем транспортным средствам разрешено движение только
направо;
36.2.3. со стороны правого бока и спины: движение всех транспортных средств
запрещено, пешеходам разрешено переходить проезжую часть дороги за спиной
регулировщика;
36.3. рука поднята вверх: движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено
во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных подпунктами 50.1 и 50.2 пункта
50 настоящих Правил.
37. Регулировщик может подавать понятные участникам дорожного движения сигналы,
не указанные в пункте 36 настоящих Правил.
38. Светофоры относятся к техническим средствам организации дорожного движения и
применяются для регулирования очередности пропуска транспортных средств и
пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог. Светофоры
подразделяются на транспортные и пешеходные.
Со светофорами может применяться дополнительное оборудование: экраны,
информационные секции, информационные и обозначающие таблички, цифровые
табло, кнопки включения разрешающего сигнала для пешеходов (табло вызовные
пешеходные). В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного
и бело-лунного цветов.
В зависимости от назначения сигналы светофоров могут быть круглыми, в виде стрелки
(стрелок), силуэта пешехода, велосипеда, трамвая и Х-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с
сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого
круглого сигнала.
Светофоры с Х-образным красным сигналом, желтым сигналом в виде стрелки (при его
наличии), направленной вправо, и зеленым сигналом в виде стрелки, направленной
вниз, называются реверсивными и предназначены для регулирования движения
транспортных средств по полосам проезжей части дороги, по которым направление
движения может изменяться на противоположное.
39. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
39.1. зеленый сигнал разрешает движение;
39.2. зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его
действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал;
39.3. желтый сигнал предупреждает о предстоящей смене сигналов и запрещает
движение, кроме случаев, указанных в подпунктах 50.1, 50.2 пункта 50 и пункте 106
настоящих Правил;
39.4. желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии
нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает о возможной
опасности для движения;
39.5. красный сигнал, в том числе мигающий (два мигающих красных сигнала), запрещает
движение;
39.6. сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о
предстоящем включении зеленого сигнала.
40. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого
цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета.
Движение осуществляется при включении разрешающего сигнала светофора только по
направлениям, указываемым стрелками. Вместо красных, желтых и зеленых стрелок в
том же значении могут использоваться круглые красные, желтые и зеленые сигналы с
нанесенными на них черными контурными стрелками.
При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не
запрещено соответствующим дорожным знаком. Такое же значение имеет зеленая
стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции
означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
41. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка
(стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора
и указывает иные, чем сигнал дополнительной секции, разрешенные направления
движения.
42. Если сигнал светофора выполнен в виде зеленого или красного силуэта пешехода, то
его действие распространяется только на пешеходов. Зеленый сигнал разрешает, а
красный запрещает движение пешеходов. При этом:
42.1. мигающий зеленый сигнал пешеходного светофора запрещает выход пешеходов на
проезжую часть дороги с тротуара или островка безопасности, но разрешает пешеходам,
находящимся на проезжей части, продолжить движение в том же направлении до
островка безопасности (при его наличии) или завершить переход проезжей части дороги
(при отсутствии островка безопасности);
42.2. если красный сигнал пешеходного светофора застал пешехода на проезжей части
дороги, на которой отсутствует островок безопасности, то пешеход должен завершить
переход проезжей части дороги;
42.3. если красный сигнал пешеходного светофора застал пешехода на проезжей части
дороги до островка безопасности, то пешеход должен продолжить движение в том же
направлении до островка безопасности и остановиться на нем;
42.4. если красный сигнал пешеходного светофора застал пешехода на островке
безопасности, то пешеход должен оставаться на нем до включения разрешающего
сигнала светофора;
42.5. если красный сигнал пешеходного светофора застал пешехода на проезжей части
дороги после островка безопасности, то пешеход должен завершить переход проезжей
части дороги;
42.6. для информирования пешеходов о том, что в период разрешенного для них
движения по пешеходному переходу через переход могут двигаться транспортные
средства, выполняющие на перекрестке правый и (или) левый поворот, разрешающий
сигнал пешеходного светофора может быть дополнен по периметру кольцом желтого
цвета;
42.7. для дополнительного информирования пешеходов о возможности пересечения
проезжей части дороги световые сигналы светофоров могут быть дополнены звуковым
сигналом;
42.8. для информирования пешеходов о времени ожидания разрешающего сигнала и
(или) о времени, оставшемся для безопасного завершения перехода проезжей части
дороги, совместно с пешеходными светофорами могут применяться цифровые табло;
42.9. при отсутствии на пешеходном переходе пешеходного светофора пешеходы
должны руководствоваться сигналами транспортного светофора.
43. Если на сигналы светофора нанесены силуэты велосипеда либо под транспортным
светофором установлена обозначающая табличка белого цвета с черным силуэтом
велосипеда, действие сигналов такого светофора распространяется только на
велосипедистов. Значения сигналов светофора для них аналогичны значению круглых
сигналов, указанных в пункте 39 настоящих Правил.
Если под пешеходным светофором установлена обозначающая табличка белого
цвета с черным силуэтом велосипеда, действие сигналов такого светофора
распространяется и на велосипедистов.
При пересечении проезжей части по регулируемому пешеходному переходу и
отсутствии светофора, регулирующего движение велосипедистов, водители
велосипедов должны руководствоваться сигналами пешеходного светофора, а при его
отсутствии - сигналами транспортного светофора.
44. Красный сигнал реверсивного светофора запрещает, а зеленый разрешает движение.
При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой
движения, обозначенной с обеих сторон горизонтальной дорожной разметкой 1.9, въезд
на эту полосу запрещен.
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в
виде стрелки, наклоненной по диагонали вниз направо, включение которой
информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу
движения справа.
45. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных
средств, движущихся по выделенной для них полосе движения, могут применяться
светофоры:
- одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета,
расположенными в виде буквы «Т», при этом движение разрешается только при
включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из
которых левый означает движение налево (на разворот для маршрутных транспортных
средств, кроме трамвая), средний - прямо, правый - направо. Если включены только три
верхних сигнала, движение запрещено;
- двухцветной сигнализации с вертикальным или горизонтальным расположением
сигналов, один из которых выполнен в виде красного силуэта трамвая на черном фоне, а
другой - в виде стрелки бело-лунного цвета на черном фоне (только для регулирования
движения трамваев). Бело-лунный сигнал такого светофора разрешает движение
трамваев в направлении, указываемом стрелкой, красный сигнал запрещает движение
трамваев в этом направлении. Светофоры могут быть дополнены табличкой белого
цвета с черным силуэтом трамвая.
Водители трамваев и других маршрутных транспортных средств, движущихся по
выделенной для них полосе движения, должны руководствоваться сигналами
светофоров, указанными в части первой настоящего пункта, в случаях применения этих
светофоров совместно с иными транспортными светофорами.
46. Для регулирования движения на железнодорожных переездах применяются
светофоры с двумя красными сигналами или одним бело-лунным и двумя красными
сигналами, которые имеют следующие значения:
46.1. мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств через
железнодорожный переезд. Одновременно с этими сигналами должен быть включен
звуковой сигнал, который дополнительно информирует участников дорожного движения
о запрещении движения через железнодорожный переезд;
46.2. мигающий бело-лунный сигнал информирует об исправности сигнализации и не
запрещает движения транспортных средств;
46.3. выключенные красный и бело-лунный сигналы означают, что сигнализация не
работает или неисправна. В этом случае разрешается движение транспортных средств
после того, как водитель убедится в отсутствии железнодорожного транспортного
средства.
47. Для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов могут
применяться светофоры с одним или двумя мигающими желтыми сигналами.
48. На перекрестке при запрещающем сигнале регулировщика или светофора водители
должны остановиться перед дорожным знаком «Стоп-линия» (линией горизонтальной
дорожной разметки 1.12), а при ее отсутствии:
48.1. перед светофором, руководствуясь пунктом 106 настоящих Правил;
48.2. перед пешеходным переходом - при отсутствии светофора;
48.3. перед ближним к водителю краем тротуара - при отсутствии светофора и
пешеходного перехода;
48.4. перед краем пересекаемой проезжей части дороги - при отсутствии светофора,
пешеходного перехода и тротуара.
49. Вне перекрестка при запрещающем сигнале регулировщика или светофора (кроме
реверсивного) водители должны остановиться перед дорожным знаком «Стоп-линия»
(линией горизонтальной дорожной разметки 1.12), а при его отсутствии:
49.1. на регулируемом пешеходном переходе - перед светофором, а при его отсутствии -
перед пешеходным переходом;
49.2. перед железнодорожным переездом - в соответствии с пунктом 129 настоящих
Правил;
49.3. в других местах - перед регулировщиком или светофором, не создавая препятствия
и опасности для дорожного движения.
50. При поднятии регулировщиком руки вверх или включении желтого сигнала
светофора:
50.1. водителям, которые не могут остановиться, не прибегая к экстренному
торможению, в местах, определенных пунктами 48 и 49 настоящих Правил, разрешается
дальнейшее движение;
50.2. пешеходам, находящимся на проезжей части дороги, разрешается продолжить
движение в том же направлении до островка безопасности (при его наличии) или
завершить переход проезжей части дороги (при отсутствии островка безопасности);
50.3. пешеходам запрещается:
50.3.1. выходить на проезжую часть дороги;
50.3.2. покидать островок безопасности.
© 2005-2017,  Makarevich Siarhei