1. Настоящими Правилами
определяется порядок движения на дорогах Республики Беларусь.
2. В настоящих
Правилах применяются следующие основные термины и понятия:
2.1. автобус - автомобиль с числом мест для
сидения более
девяти, включая место водителя;
Все показанные транспортные средства являются автомобилями.
2.2. автомобиль - механическое
транспортное средство, имеющее не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, за исключением колесных
тракторов и самоходных машин.
Трактор не является автомобилем.
К автомобилям приравниваются квадрициклы (мотоколяски) - четырехколесные1+ механические
транспортные средства, имеющие приводы управления автомобильного типа2+ и массу в
снаряженном состоянии не более 550 килограммов3+;
Транспортное средство под цифрой 2 приравнивается к автомобилю, так как имеет приводы управления автомобильного типа
(круглый руль и т.д.).
Транспортное средство (несмотря на автомобильный руль) не считается автомобилем, так как имеет только три колеса.
2.3. автопоезд - состав транспортных
средств, состоящий из автомобиля (колесного трактора) и буксируемого им прицепа, прицепа-роспуска,
полуприцепа (если не указано иное, далее - прицеп);
Этот состав транспортных средств является автопоездом, состоящим из
седельного тягача с полуприцепом.
2.4. безопасность дорожного движения - состояние дорожного
движения, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения опасности для движения и дорожно-транспортного происшествия;
2.5.
велосипед, веломобиль (далее – велосипед) – транспортное средство, за исключением инвалидных
колясок, которое имеет не менее двух колес1+
и приводится в движение
мускульной силой человека2+ (людей),
находящегося на (в) нем, в частности при помощи педалей или рукояток. К велосипеду приравниваются аналогичные по
конструкции транспортные средства, имеющие электродвигатель номинальной
максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт1+,и максимальную конструктивную
скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 25 км/ч2+ либо иной двигатель
с аналогичной характеристикой;
Транспортное средство будет считаться велосипедом, только при мощности двигателя
до 250 Ватт и скорости до 25 км/ч (по документам).
2.6.
велосипедная дорожка – обособленная дорога1 либо выделенный конструктивно2
или с помощью линий горизонтальной
дорожной разметки3
элемент дороги,
предназначенные для движения водителей велосипедов (далее – велосипедисты) и
пешеходов, передвигающихся с использованием средств персональной мобильности, обозначенные дорожными знаками
«Велосипедная дорожка», «Велосипедная и пешеходная дорожка»
и
(или) дорожной разметкой 1.29 либо 1.31
соответственно.
Велосипедная дорожка может обозначаться зеленым цветом;
2.61.
велосипедный переезд – участок проезжей части, предназначенный для движения велосипедистов
и пешеходов, передвигающихся с использованием средств персональной мобильности,
через
проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Велосипедный переезд»
и (или) горизонтальной дорожной разметкой;
2.7. видимость дороги - максимальное
расстояние в направлении движения, на котором с места
водителя можно распознать
элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед
транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им;
2.8. водитель - физическое лицо, управляющее транспортным
средством, самоходной машиной, за исключением лица, обучаемого управлению
механическим транспортным средством, самоходной машиной (сдающего1 квалификационный
практический экзамен на право управления механическим транспортным средством,
самоходной машиной). К водителю приравниваются лицо, обучающее управлению
механическим транспортным средством, самоходной машиной (принимающее квалификационный
практический экзамен
на право управления
механическим транспортным средством, самоходной машиной) и при этом находящееся в нем2
(ней), а также всадник, погонщик скота3;
Погонщик скота приравнивается к водителю.
2.9. вынужденная остановка транспортного
средства - прекращение движения транспортного средства из-за его технической
неисправности или опасности, создаваемой участниками дорожного движения,
перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира), появлением объекта,
препятствующего дорожному движению;
2.10. газон -
участок земли с естественным или искусственно созданным растительным,
преимущественно травяным, покровом;
2.11. главная дорога - дорога, обозначенная дорожными знаками1 «Главная дорога»,
«Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги»,
«Автомагистраль» или «Дорога для автомобилей», по отношению к пересекаемой
(примыкающей),
Только на верхних картинках изображена главная дорога из-за
установленных на ней знаков.
На главной дороге находитесь Вы (вид из салона авто) и мотоциклист,
что установлено знаком «Главная дорога» с табличкой.
дорога с усовершенствованным покрытием2 по отношению к
дороге без такого покрытия, дорога с гравийным покрытием3 по отношению к
грунтовой
(наличие на
второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием
(усовершенствованным или гравийным) не делает ее равной по значению с
пересекаемой,
Вы находитесь на второстепенной дороге из-за неусовершенствованного
покрытия, несмотря на небольшой участок с асфальтом.
любая дорога по отношению к выездам4 с прилегающих
территорий или жилых зон.
Вы находитесь на второстепенной дороге, так как это- выезд со
двора.
2.12. исключён;
2.13. гужевое транспортное
средство - транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой животного (животных);
Гужевая повозка является транспортным средством.
2.14. дети -
несовершеннолетние участники дорожного движения, возраст которых известен либо
очевиден по внешним признакам другим участникам дорожного движения;
2.15. дорога -
комплекс инженерных сооружений либо полоса земли, предназначенные и
используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и
пешеходов;
2.16. дорожка для
всадников - полоса земли, предназначенная для движения в установленном порядке
всадников, обозначенная дорожным знаком «Дорожка для всадников»;
2.17. дорожное
движение - движение пешеходов и (или) транспортных средств по дороге, в том числе
стоянка и остановка в пределах дороги, и связанные с ним общественные
отношения;
2.18. дорожно-транспортное происшествие - происшествие,
совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении2+
механического транспортного средства1+, в результате
которого причинен
вред3+ жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу
юридического лица;
Падение мотоцикла на авто на стоянке не считается ДТП, так как
механические ТС не находились в движении.
2.19. железнодорожное транспортное средство -
локомотив,
электропоезд, дизель-поезд, автомотриса, иное транспортное средство, предназначенное
для перевозки пассажиров и грузов по железнодорожному пути;
Вагон грузового состава также является железнодорожным ТС.
2.20. железнодорожный переезд - пересечение дороги с
железнодорожными путями на одном уровне;
Железнодорожный переезд- пересечение с путями на ОДНОМ уровне.
Пересечение с путями на разных уровнях будет считаться
путепроводом.
2.21. жилая зона - территория, въезды
на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Жилая зона»1
и «Конец жилой
зоны»,
а также дворовая территория, прилегающая к
жилой застройке2;
Жилая зона, на которую выходят двери подъезда жилого дома (не
обозначена знаками).
2.211. зона с ограничением
максимальной скорости – территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены
дорожными
знаками «Зона с ограничением максимальной скорости движения» и «Конец зоны с
ограничением максимальной скорости движения»;
2.22. колесный трактор - механическое
транспортное средство для выполнения разнообразных технологических операций с помощью
навесных, полунавесных и прицепных машин или орудий, а также для привода
стационарных машин или движения в составе с прицепом;
2.221. комбинированное транспортное
средство – состав транспортных средств, состоящий из грузового автомобиля, автомобиля-тягача,
седельного тягача,
колесного трактора и буксируемого механического транспортного средства;
Комбинированное ТС указано цифрой 2, так как там есть буксирующий
грузовик.
2.23. крайнее правое (левое) положение на проезжей части
дороги - положение транспортного средства на проезжей части дороги,
предназначенной для движения в данном направлении, не дающее возможности
движения даже
одноколейных транспортных средств соответственно правее (левее) в попутном
направлении;
Мотоциклист не занял крайнее положение при повороте налево и эти
нарушил Правила.
2.24.
маневрирование (маневр) - начало движения1, перестроение транспортного
средства в движении из одной полосы2
движения в другую
(далее - перестроение), выезд транспортного средства на трамвайные пути3, съезд с них4,
а также его поворот5 направо или налево, разворот6, съезд с
проезжей части7 дороги, движение задним ходом8;
2.25. маршрутное транспортное
средство - механическое транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай,
иное транспортное средство, осуществляющее движение в регулярном обычном, скоростном
сообщении, в том числе экспрессном), движущееся по установленному маршруту1+ с
обозначенными остановочными пунктами2+;
2.26. механическое транспортное средство - транспортное
средство, приводимое
в движение двигателем;
Полуприцеп (под цифрой 2) не является механическим ТС.
2.27.
мопед – двух- или трехколесное механическое транспортное средство,
приводимое в движение двигателем с рабочим объемом до 50 куб. сантиметров1+
(в случае двигателя
внутреннего сгорания) или электродвигателем номинальной максимальной мощностью
в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и не более 4 кВт2+ и имеющее
максимальную конструктивную скорость движения, определенную его техническими
характеристиками, не
более 50 км/ч3+. К мопедам приравниваются другие механические транспортные
средства с аналогичными характеристиками;
2.28. мотоцикл – двухколесное
механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, приводимое
в движение двигателем с рабочим объемом 50 куб. сантиметров и более1 (в случае двигателя
внутреннего сгорания) или максимальная конструктивная скорость которого (при
любом двигателе) превышает
50 км/ч2. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные3 механические
транспортные средства с приводами управления мотоциклетного типа1+, имеющие массу в
снаряженном состоянии не более 550 килограммов2+ (без учета массы
аккумуляторов электрических транспортных средств) и максимальную эффективную
мощность двигателя, не превышающую 15 кВт3+;
ТС под номером 2 тоже можно отнести к мотоциклам, так как оно имеет
приводы управления мотоциклетного типа.
2.29. населенный пункт - территория, въезды
на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Начало населенного
пункта»1 и «Конец населенного пункта»
или дорожными знаками «Начало границы
населенного пункта»2 и «Конец границы
населенного пункта»;
2.30. недостаточная видимость дороги - видимость дороги в
направлении движения менее 300 метров, обусловленная погодными
(метеорологическими) условиями (дождь, снег и иные атмосферные осадки) и
другими факторами,
снижающими прозрачность атмосферы (пыль, дым, туман,
смог);
Плотный туман – недостаточная видимость.
2.31. обгон - опережение одного или
нескольких движущихся
транспортных
средств, связанное с выездом на встречную полосу движения (сторону проезжей части дороги);
Выполнение обгона на необозначенном и нерегулируемом перекрестке
разрешено.
2.32. обзорность дороги - объективная
возможность
видеть дорожную обстановку с места водителя;
2.33. обозначенный перекресток - перекресток, перед
которым на данной дороге установлен дорожный знак (знаки) приоритета;
Данный перекрёсток- обозначенный ввиду установки перед ним знака приоритета.
Перекрёсток- необозначенный, так как установленный перед ним знак- не знак
приоритета.
2.34. обочина - выделенный конструктивно1
или сплошной линией горизонтальной
дорожной разметки2
элемент дороги,
примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном
уровне и не предназначенный для движения транспортных средств,
кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами;
2.35. ограниченная обзорность дороги - обзорность дороги,
ограниченная геометрическими параметрами дороги1, придорожными
инженерными сооружениями2, насаждениями и
прочими объектами3, а также
транспортными средствами;
Обзорность дороги ограничена геометрическими параметрами дороги
(крутой поворот).
2.36. одноколейное
транспортное средство - транспортное средство на колесах, которые размещены на
одной линии одно за другим;
2.37. опасность для движения - изменение условий
дорожного движения или технического состояния транспортного средства, угрожающее безопасности1+
участников дорожного
движения, вынуждающее
водителя снизить скорость2+ движения или
остановиться;
2.38. опережение - движение
транспортного средства со скоростью, превышающей скорость попутно движущегося транспортного
средства (транспортных средств);
Легковой автомобиль выполняет опережение движущегося грузовика.
Проезжая мимо стоящего автобуса Вы выполняете не опережение, а
ОБЪЕЗД!
2.39. организованная
пешеходная колонна - группа пешеходов, обозначенная в соответствии с настоящими
Правилами, имеющая руководителя и передвигающаяся по определенному маршруту;
2.40. организованная транспортная колонна - транспортное
средство или транспортная колонна, движущиеся с постоянно включенным ближним
светом фар в
сопровождении транспортного средства (транспортных средств) оперативного назначения с
включенными проблесковыми сигналами (маячками) (далее - маячки) синего или синего и красного
цветов;
Даже одиночное ТС в сопровождении ТС с включенными проблесковыми
сигналами считается организованной транспортной колонной.
2.401. оставление места
дорожно-транспортного происшествия - действия
участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта
такого происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения
сотрудниками Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних
дел (далее - ГАИ) мероприятий
по установлению (розыску) данного участника
и (или) розыску транспортного средства;
2.41. остановка транспортного средства - преднамеренное прекращение
движения транспортного средства на время до 5 минут1, или более чем на 5 минут, если это
необходимо для
посадки (высадки)2 пассажиров либо загрузки (разгрузки)3 транспортного
средства, а также зарядки4 электромобиля;
2.42. островок безопасности – техническое
средство организации дорожного движения на наземных пешеходных переходах (если
не определено иное, далее – пешеходный переход), защитные элементы которого
обеспечивают конструктивное выделение места для безопасной остановки пешеходов
при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности относится участок
разделительной полосы, через которую проходит пешеходный переход;
Несмотря на отсутствие особой разметки участок разделительной
полосы, через которую проходит пешеходный переход также считается островком
безопасности.
2.43. очевидец дорожно-транспортного
происшествия - физическое лицо, непосредственно наблюдавшее1+ дорожно-транспортное
происшествие, которое располагает соответствующей информацией2+ и может
ее предоставить3+;
2.44. пассажир - непричастное к управлению транспортным
средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном
средстве1, а также входящее2 (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее3 (высаживающееся) с
транспортного средства;
2.45.
перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне.
Выезд со двора- тоже перекресток (неравнозначный).
Перекресток с круговым движением.
Граница перекрестка определяется линиями дорожной разметки 1.37, а
при ее отсутствии –воображаемыми линиями, соединяющими соответственно
противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений
проезжих частей дорог. Не являются перекрестками пересечения с велосипедными,
пешеходными дорожками и дорожками для
всадников;
ОДИН перекрёсток со сложной планировкой, имеющий ДВА пересечения
проезжих частей.
2.46. пешеход – физическое лицо,
участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе
передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате, роликовых коньках, лыжах,
другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее
санки или коляску (тележку) и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы. К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием средства
персональной мобильности;
2.47. пешеходная дорожка - выделенный
конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент
дороги, предназначенный для движения пешеходов, обозначенный дорожными знаками «Пешеходная дорожка»,
«Велосипедная и пешеходная дорожка»
и (или) дорожной разметкой 1.30 либо 1.31
соответственно;
2.48. пешеходная зона - территория,
предназначенная для движения пешеходов и велосипедистов, въезды на которую и
выезды с которой обозначены дорожными знаками «Пешеходная зона» и «Конец пешеходной
зоны»;
2.49. пешеходный переход - участок проезжей
части, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть дороги и
обозначенный дорожными знаками «Пешеходный переход»
и (или)
горизонтальной дорожной разметкой;
2.50. полоса движения - любая из
продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная
горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения
транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд;
Два мотоциклиста могут ехать в одной полосе, так как эти мотоциклы
– одноколейные ТС.
2.51. преимущество – право на
первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим
участникам дорожного движения. Преимущество пешеходу считается
предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся
пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения
пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства (в том числе одну полосу и трамвайные пути
попутного направления, одну полосу и разделительную полосу или зону, одну
полосу и островок безопасности). В таком случае водитель вправе не принимать мер, предусмотренных
в подпункте 2.76 настоящего пункта;
Водитель легкового автомобиля предоставил преимущество пешеходу А
(до которого более двух полос), а вот пешеходу Б он должен уступить дорогу.
2.52. препятствие для дорожного
движения - объект, который находится на пути1+ участника дорожного
движения и вынуждает его снизить скорость движения,
совершить объезд2+ или остановиться;
2.53. прилегающая территория - территория,
непосредственно прилегающая
к проезжей части1+ дороги, не предназначенная для сквозного проезда2+, на которой
расположены дворы, площадки, специально отведенные для стоянки транспортных
средств, автозаправочные станции, строительные площадки и иные объекты;
Легковой автомобиль выезжает с прилегающей территории.
2.54. прицеп - транспортное
средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным
средством;
Буксируемый (задний) автомобиль не считается прицепом.
2.55. проезжая часть дороги - элемент дороги,
предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных
настоящими Правилами, - для движения пешеходов;
Одна проезжая часть. Легковой автомобиль движется с нарушением ПДД.
2.56. путепровод – инженерное
сооружение, устраиваемое в местах пересечения дорог или дороги с
железнодорожными путями для обеспечения беспрепятственного движения в разных уровнях;
Пересечение в разных уровнях- путепровод.
2.57. разделительная зона - выделенный горизонтальной
дорожной разметкой
элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный
для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально
обозначенных мест;
На левом изображении- разделительная зона («без газона»), на правом
– разделительная полоса («коси коса»). На обеих – две проезжие части.
Двойная сплошная разметка, только одна проезжая часть.
2.58. разделительная полоса - выделенный конструктивно
элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный
для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально
оборудованных и обозначенных мест;
Две проезжие части. Разделительная полоса (выделена конструктивно
при помощи газона).
2.59.
регулировщик – сотрудник
ГАИ1, осуществляющий регулирование дорожного движения в экипировке
(форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего
материала, с жезлом и свистком). К регулировщику приравниваются:
сотрудник
Военной автомобильной инспекции2 Вооруженных Сил,
органов пограничной службы, органов государственной безопасности и подчиненных
им воинских частей в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с
элементами из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом
(световозвращателем) и свистком) при обеспечении движения организованных
транспортных колонн, в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие
Министерству обороны, Министерству внутренних дел, органам государственной
безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским
формированиям;
работники
дорожно-строительных и
эксплуатационных организаций3, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах4 в одежде из
световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем)
при исполнении ими своих служебных обязанностей;
Дежурный на переезде- регулировщик.
2.60. самоходная машина - гусеничный
трактор, сельскохозяйственная, дорожная, строительная, иная машина, которые без
дополнительных мер обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных
организацией изготовителем, не предназначены для участия в дорожном движении. При участии в дорожном
движении самоходные машины приравниваются к транспортным
средствам, а их движение по дорогам должно осуществляться в соответствии с
требованиями настоящих Правил, предъявляемыми к транспортным средствам, если
этими Правилами не установлено иное в отношении самоходных машин;
2.601. средство персональной
мобильности – устройство или приспособление, не являющиеся транспортными
средствами, приводимые
в движение двигателем1+ и предназначенные для индивидуального или
совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами2+
(электросамокат,
гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее);
СПМ – средство персональной мобильности не является ТС.
2.61. стоянка транспортного средства - преднамеренное
прекращение движения транспортного средства более чем на 5 минут по причинам, не связанным с посадкой
(высадкой) пассажиров либо загрузкой (разгрузкой) транспортного средства, а также зарядкой электромобиля;
2.62. тахограф -
оборудование, предназначенное для установки на транспортных средствах в целях
показания или регистрации в автоматическом или полуавтоматическом режиме данных
о движении этих транспортных средств или об определенных периодах работы их
водителей;
Тахограф, применяемый при международных перевозках.
2.63. темное время суток - промежуток
времени, который начинается
после захода солнца и заканчивается с восходом солнца;
2.64. технически допустимая общая масса
- максимальная масса транспортного
средства, установленная изготовителем (с грузом, водителем
и пассажирами). Технически допустимой общей массой автопоезда является сумма
технически допустимых общих масс автомобиля (колесного трактора) и прицепа;
2.65. технические средства организации
дорожного движения - устройства, конструкции и изображения,
применяемые на дорогах для регулирования дорожного движения, обеспечения его
безопасности и повышения пропускной способности дорог;
2.66. тихоходное транспортное средство - механическое1+ транспортное
средство, которое по своей конструкции или по условиям обеспечения безопасности
при перевозке груза не может двигаться со скоростью, превышающей 30 км/ч2+, обозначенное
опознавательным знаком «Тихоходное транспортное средство»3+;
2.67. трамвай - механическое транспортное
средство, предназначенное для движения по рельсам, участвующее в дорожном
движении и не
являющееся железнодорожным транспортным средством;
Несмотря на некоторую схожесть трамвай не является железнодорожным
ТС.
2.68. транспортная колонна - группа из двух и более механических
транспортных средств1+, следующих друг за
другом по
одной полосе2+ движения с постоянно
включенным ближним
светом3+ фар, обозначенная опознавательными знаками «Колонна»4+, если иное не
определено подпунктом 201.7 пункта 201 настоящих Правил;
Эта группа ТС без сопровождения автомобилей ГАИ – просто
транспортная колонна.
2.681. транспортная развязка в
разных уровнях – инженерное сооружение, включающее путепровод и съезды, обеспечивающие
перемещение транспортных средств с одной дороги на другую;
Транспортная развязка включает в себя и путепровод, и съезды с
него.
2.69. транспортное
средство - устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки
пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования;
2.70. транспортное средство оперативного
назначения - транспортное средство, имеющее специальную
цветографическую окраску и (или) световую и звуковую сигнализацию;
Автомобиль на пересекаемой дороге является ТС оперативного
назначения даже при выключении маячков и звукового сигнала.
2.71. троллейбус -
механическое транспортное средство, приводимое в движение электродвигателем,
питание которого обеспечивается по подвесной контактной сети от внешнего
источника электрического тока;
2.72. тротуар -
элемент дороги, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном,
предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с
настоящими Правилами;
2.73. тяжеловесное и (или) крупногабаритное
транспортное средство - транспортное средство, максимальные весовые и (или) габаритные
размеры которого превышают допустимые параметры, установленные для проезда по
автомобильным дорогам общего пользования;
Для проезда тяжеловесных и крупногабаритных ТС по дорогам общего
пользования требуется специальное разрешение.
2.74. управление
транспортным средством - воздействие на органы управления транспортного
средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального;
2.75. усовершенствованное покрытие - покрытие дороги из
асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или
минеральными вяжущими
материалами1, а также из штучных материалов2: брусчатки,
булыжника, клинкера, мозаики и т.п.;
2.76.
уступить дорогу (предоставить преимущество) - требование, означающее не
возобновлять движение, снизить скорость движения вплоть до остановки
транспортного средства или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением
требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком
или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника
(других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения;
2.77. участник дорожного движения - физическое лицо,
находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и
работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие
работы;
2.771.
шасси транспортного средства - составная часть грузового автомобиля, прицепа к
нему, грузопассажирского автомобиля, тягача, предназначенная для последующего
изготовления транспортного средства, не имеющая составляющих частей для
перевозки пассажиров и (или) грузов и установленного оборудования. Участие в
дорожном движении шасси транспортных средств должно осуществляться в
соответствии с требованиями настоящих Правил, предъявляемыми к транспортным
средствам, если этими Правилами не установлено иное в отношении шасси
транспортных средств;
2.772. электромобиль – транспортное
средство, приводимое в движение только электродвигателем от внутреннего перезаряжаемого
источника электроэнергии;
Электромобиль на зарядке, даже если она займёт 4 часа, совершает
только остановку.
2.78. элементы дороги - одна или несколько
проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные
дорожки (за
исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги),
посадочные площадки, расположенные на проезжей части дороги и предназначенные
для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки
безопасности, выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной
разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных
переездов и обочины;
2.79. Исключён.
3. На дорогах Республики Беларусь
установлено правостороннее движение транспортных
средств.
На дорогах Республики Беларусь запрещается участие в дорожном движении транспортных
средств, устройств, приспособлений, машин и механизмов, не подлежащих регистрации в порядке,
установленном Советом Министров Республики Беларусь, за исключением случаев их участия в
дорожном движении по дорогам без усовершенствованного покрытия, а также в иных
случаях, предусмотренных настоящими Правилами. При участии в дорожном движении
такие транспортные средства, устройства, приспособления, машины и механизмы
приравниваются к транспортным средствам, а их движение по дорогам должно
осуществляться в соответствии с требованиями настоящих Правил, предъявляемыми к
транспортным средствам, если этими Правилами не установлено иное в отношении
данных транспортных средств, устройств, приспособлений, машин и механизмов.
Снегоболотоходы колесные
малогабаритные (квадроциклы – ATV) типа I категорий G, S и типа II, снегоходы,
мотовездеходы UTV с автомобильной посадкой допускаются к участию в дорожном
движении только
по дорогам без усовершенствованного покрытия.
Некоторые квадроциклы могут двигаться только вне дорог с
усовершенствованным покрытием.
4. ГАИ осуществляется
согласование дорожного движения в случаях, не оговоренных настоящими Правилами1, а также при применении в
экспериментальных целях технических средств2 организации
дорожного движения, не предусмотренных настоящими Правилами и техническими
нормативными правовыми актами. Своевременное доведение в доступных формах до
сведения физических и юридических лиц технических нормативных правовых актов в
сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности возлагается на
республиканский орган государственного управления по стандартизации, метрологии
и сертификации.
Формы и методы
контроля за выполнением участниками дорожного движения требований настоящих
Правил определяются Министерством внутренних дел.
5. Нарушение настоящих Правил влечет ответственность, установленную
законодательными актами.