Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

<<Оглавление>>

<<Тесты по главе>>

 

1. Настоящими Правилами определяется порядок движения на дорогах Республики Беларусь.

 

2. В настоящих Правилах применяются следующие основные термины и понятия:

2.1. автобус - автомобиль с числом мест для сидения более девяти, включая место водителя;

Все показанные транспортные средства являются автомобилями.

2.2. автомобиль - механическое транспортное средство, имеющее не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, за исключением колесных тракторов и самоходных машин.

Трактор не является автомобилем.

К автомобилям приравниваются квадрициклы (мотоколяски) - четырехколесные1+ механические транспортные средства, имеющие приводы управления автомобильного типа2+ и массу в снаряженном состоянии не более 550 килограммов3+;

Транспортное средство под цифрой 2 приравнивается к автомобилю, так как имеет приводы управления автомобильного типа (круглый руль и т.д.).

Транспортное средство (несмотря на автомобильный руль) не считается автомобилем, так как имеет только три колеса.

2.3. автопоезд - состав транспортных средств, состоящий из автомобиля (колесного трактора) и буксируемого им прицепа, прицепа-роспуска, полуприцепа (если не указано иное, далее - прицеп);

Этот состав транспортных средств является автопоездом, состоящим из седельного тягача с полуприцепом.

2.4. безопасность дорожного движения - состояние дорожного движения, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения опасности для движения и дорожно-транспортного происшествия;

2.5. велосипед, веломобиль (далее – велосипед) – транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, которое имеет не менее двух колес1+ и приводится в движение мускульной силой человека2+ (людей), находящегося на (в) нем, в частности при помощи педалей или рукояток. К велосипеду приравниваются аналогичные по конструкции транспортные средства, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт1+,и максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 25 км/ч2+ либо иной двигатель с аналогичной характеристикой;

Транспортное средство будет считаться велосипедом, только при мощности двигателя до 250 Ватт и скорости до 25 км/ч (по документам).

2.6. велосипедная дорожка – обособленная дорога1 либо выделенный конструктивно2 или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки3 элемент дороги, предназначенные для движения водителей велосипедов (далее – велосипедисты) и пешеходов, передвигающихся с использованием средств персональной мобильности, обозначенные дорожными знаками «Велосипедная дорожка», «Велосипедная и пешеходная дорожка»

и (или) дорожной разметкой 1.29 либо 1.31 соответственно.

 

Велосипедная дорожка может обозначаться зеленым цветом;

2.61. велосипедный переездучасток проезжей части, предназначенный для движения велосипедистов и пешеходов, передвигающихся с использованием средств персональной мобильности, через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Велосипедный переезд»

 и (или) горизонтальной дорожной разметкой;

  

2.7. видимость дороги - максимальное расстояние в направлении движения, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им;

2.8. водитель - физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной (сдающего1 квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной). К водителю приравниваются лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной (принимающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной) и при этом находящееся в нем2 (ней), а также всадник, погонщик скота3;

Погонщик скота приравнивается к водителю.

2.9. вынужденная остановка транспортного средства - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой участниками дорожного движения, перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира), появлением объекта, препятствующего дорожному движению;

2.10. газон - участок земли с естественным или искусственно созданным растительным, преимущественно травяным, покровом;

2.11. главная дорога - дорога, обозначенная дорожными знаками1 «Главная дорога», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги», «Автомагистраль» или «Дорога для автомобилей», по отношению к пересекаемой (примыкающей),

Только на верхних картинках изображена главная дорога из-за установленных на ней знаков.

На главной дороге находитесь Вы (вид из салона авто) и мотоциклист, что установлено знаком «Главная дорога» с табличкой.

дорога с усовершенствованным покрытием2 по отношению к дороге без такого покрытия, дорога с гравийным покрытием3 по отношению к грунтовой

(наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием (усовершенствованным или гравийным) не делает ее равной по значению с пересекаемой,

Вы находитесь на второстепенной дороге из-за неусовершенствованного покрытия, несмотря на небольшой участок с асфальтом.

любая дорога по отношению к выездам4 с прилегающих территорий или жилых зон.

Вы находитесь на второстепенной дороге, так как это- выезд со двора.

2.12. исключён;

2.13. гужевое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой животного (животных);

Гужевая повозка является транспортным средством.

2.14. дети - несовершеннолетние участники дорожного движения, возраст которых известен либо очевиден по внешним признакам другим участникам дорожного движения;

2.15. дорога - комплекс инженерных сооружений либо полоса земли, предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов;

2.16. дорожка для всадников - полоса земли, предназначенная для движения в установленном порядке всадников, обозначенная дорожным знаком «Дорожка для всадников»;

2.17. дорожное движение - движение пешеходов и (или) транспортных средств по дороге, в том числе стоянка и остановка в пределах дороги, и связанные с ним общественные отношения;

2.18. дорожно-транспортное происшествие - происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении2+ механического транспортного средства1+, в результате которого причинен вред3+ жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица;

Падение мотоцикла на авто на стоянке не считается ДТП, так как механические ТС не находились в движении.

2.19. железнодорожное транспортное средство - локомотив, электропоезд, дизель-поезд, автомотриса, иное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по железнодорожному пути;

Вагон грузового состава также является железнодорожным ТС.

2.20. железнодорожный переезд - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне;

Железнодорожный переезд- пересечение с путями на ОДНОМ уровне.

Пересечение с путями на разных уровнях будет считаться путепроводом.

2.21. жилая зона - территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Жилая зона»1 и «Конец жилой зоны»,

а также дворовая территория, прилегающая к жилой застройке2;

Жилая зона, на которую выходят двери подъезда жилого дома (не обозначена знаками).

2.211. зона с ограничением максимальной скорости – территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Зона с ограничением максимальной скорости движения» и «Конец зоны с ограничением максимальной скорости движения»;

2.22. колесный трактор - механическое транспортное средство для выполнения разнообразных технологических операций с помощью навесных, полунавесных и прицепных машин или орудий, а также для привода стационарных машин или движения в составе с прицепом;

2.221. комбинированное транспортное средство – состав транспортных средств, состоящий из грузового автомобиля, автомобиля-тягача, седельного тягача, колесного трактора и буксируемого механического транспортного средства;

Комбинированное ТС указано цифрой 2, так как там есть буксирующий грузовик.

2.23. крайнее правое (левое) положение на проезжей части дороги - положение транспортного средства на проезжей части дороги, предназначенной для движения в данном направлении, не дающее возможности движения даже одноколейных транспортных средств соответственно правее (левее) в попутном направлении;

Мотоциклист не занял крайнее положение при повороте налево и эти нарушил Правила.

2.24. маневрирование (маневр) - начало движения1, перестроение транспортного средства в движении из одной полосы2 движения в другую (далее - перестроение), выезд транспортного средства на трамвайные пути3, съезд с них4, а также его поворот5 направо или налево, разворот6, съезд с проезжей части7 дороги, движение задним ходом8;

2.25. маршрутное транспортное средство - механическое транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай, иное транспортное средство, осуществляющее движение в регулярном обычном, скоростном сообщении, в том числе экспрессном), движущееся по установленному маршруту1+ с обозначенными остановочными пунктами2+;

2.26. механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение двигателем;

Полуприцеп (под цифрой 2) не является механическим ТС.

2.27. мопеддвух- или трехколесное механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом до 50 куб. сантиметров1+ (в случае двигателя внутреннего сгорания) или электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и не более 4 кВт2+ и имеющее максимальную конструктивную скорость движения, определенную его техническими характеристиками, не более 50 км/ч3+. К мопедам приравниваются другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками;

2.28. мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом 50 куб. сантиметров и более1 (в случае двигателя внутреннего сгорания) или максимальная конструктивная скорость которого (при любом двигателе) превышает 50 км/ч2. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные3 механические транспортные средства с приводами управления мотоциклетного типа1+, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 550 килограммов2+ (без учета массы аккумуляторов электрических транспортных средств) и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт3+;

ТС под номером 2 тоже можно отнести к мотоциклам, так как оно имеет приводы управления мотоциклетного типа.

2.29. населенный пункт - территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Начало населенного пункта»1 и «Конец населенного пункта»

или дорожными знаками «Начало границы населенного пункта»2 и «Конец границы населенного пункта»;

2.30. недостаточная видимость дороги - видимость дороги в направлении движения менее 300 метров, обусловленная погодными (метеорологическими) условиями (дождь, снег и иные атмосферные осадки) и другими факторами, снижающими прозрачность атмосферы (пыль, дым, туман, смог);

Плотный туман – недостаточная видимость.

2.31. обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом на встречную полосу движения (сторону проезжей части дороги);

 

Выполнение обгона на необозначенном и нерегулируемом перекрестке разрешено.

2.32. обзорность дороги - объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя;

2.33. обозначенный перекресток - перекресток, перед которым на данной дороге установлен дорожный знак (знаки) приоритета;

Данный перекрёсток- обозначенный ввиду установки перед ним знака приоритета.

Перекрёсток- необозначенный, так как установленный перед ним знак- не знак приоритета.

2.34. обочина - выделенный конструктивно1 или сплошной линией горизонтальной дорожной разметки2 элемент дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами;

2.35. ограниченная обзорность дороги - обзорность дороги, ограниченная геометрическими параметрами дороги1, придорожными инженерными сооружениями2, насаждениями и прочими объектами3, а также транспортными средствами;

Обзорность дороги ограничена геометрическими параметрами дороги (крутой поворот).

2.36. одноколейное транспортное средство - транспортное средство на колесах, которые размещены на одной линии одно за другим;

2.37. опасность для движения - изменение условий дорожного движения или технического состояния транспортного средства, угрожающее безопасности1+ участников дорожного движения, вынуждающее водителя снизить скорость2+ движения или остановиться;

2.38. опережение - движение транспортного средства со скоростью, превышающей скорость попутно движущегося транспортного средства (транспортных средств);

Легковой автомобиль выполняет опережение движущегося грузовика.

Проезжая мимо стоящего автобуса Вы выполняете не опережение, а ОБЪЕЗД!

2.39. организованная пешеходная колонна - группа пешеходов, обозначенная в соответствии с настоящими Правилами, имеющая руководителя и передвигающаяся по определенному маршруту;

2.40. организованная транспортная колонна - транспортное средство или транспортная колонна, движущиеся с постоянно включенным ближним светом фар в сопровождении транспортного средства (транспортных средств) оперативного назначения с включенными проблесковыми сигналами (маячками) (далее - маячки) синего или синего и красного цветов;

Даже одиночное ТС в сопровождении ТС с включенными проблесковыми сигналами считается организованной транспортной колонной.

2.401. оставление места дорожно-транспортного происшествия - действия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения сотрудниками Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее - ГАИ) мероприятий по установлению (розыску) данного участника и (или) розыску транспортного средства;

2.41. остановка транспортного средства - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут1, или более чем на 5 минут, если это необходимо для посадки (высадки)2 пассажиров либо загрузки (разгрузки)3 транспортного средства, а также зарядки4 электромобиля;

2.42. островок безопасности – техническое средство организации дорожного движения на наземных пешеходных переходах (если не определено иное, далее – пешеходный переход), защитные элементы которого обеспечивают конструктивное выделение места для безопасной остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности относится участок разделительной полосы, через которую проходит пешеходный переход;

Несмотря на отсутствие особой разметки участок разделительной полосы, через которую проходит пешеходный переход также считается островком безопасности.

2.43. очевидец дорожно-транспортного происшествия - физическое лицо, непосредственно наблюдавшее1+ дорожно-транспортное происшествие, которое располагает соответствующей информацией2+ и может ее предоставить3+;

2.44. пассажир - непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве1, а также входящее2 (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее3 (высаживающееся) с транспортного средства;

2.45. перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне.

Выезд со двора- тоже перекресток (неравнозначный).

Перекресток с круговым движением.

Граница перекрестка определяется линиями дорожной разметки 1.37, а при ее отсутствии –воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. Не являются перекрестками пересечения с велосипедными, пешеходными дорожками и дорожками для всадников;

ОДИН перекрёсток со сложной планировкой, имеющий ДВА пересечения проезжих частей.

2.46. пешеход – физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску (тележку) и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы. К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием средства персональной мобильности;

2.47. пешеходная дорожка - выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, обозначенный дорожными знаками «Пешеходная дорожка», «Велосипедная и пешеходная дорожка»

и (или) дорожной разметкой 1.30 либо 1.31 соответственно;

 

2.48. пешеходная зона - территория, предназначенная для движения пешеходов и велосипедистов, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Пешеходная зона» и «Конец пешеходной зоны»;

2.49. пешеходный переход - участок проезжей части, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Пешеходный переход»

и (или) горизонтальной дорожной разметкой;

 

2.50. полоса движения - любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд;

Два мотоциклиста могут ехать в одной полосе, так как эти мотоциклы – одноколейные ТС.

2.51. преимущество – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения. Преимущество пешеходу считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства (в том числе одну полосу и трамвайные пути попутного направления, одну полосу и разделительную полосу или зону, одну полосу и островок безопасности). В таком случае водитель вправе не принимать мер, предусмотренных в подпункте 2.76 настоящего пункта;

Водитель легкового автомобиля предоставил преимущество пешеходу А (до которого более двух полос), а вот пешеходу Б он должен уступить дорогу.

 

2.52. препятствие для дорожного движения - объект, который находится на пути1+ участника дорожного движения и вынуждает его снизить скорость движения, совершить объезд2+ или остановиться;

2.53. прилегающая территория - территория, непосредственно прилегающая к проезжей части1+ дороги, не предназначенная для сквозного проезда2+, на которой расположены дворы, площадки, специально отведенные для стоянки транспортных средств, автозаправочные станции, строительные площадки и иные объекты;

Легковой автомобиль выезжает с прилегающей территории.

2.54. прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством;

Буксируемый (задний) автомобиль не считается прицепом.

2.55. проезжая часть дороги - элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, - для движения пешеходов;

Одна проезжая часть. Легковой автомобиль движется с нарушением ПДД.

2.56. путепровод – инженерное сооружение, устраиваемое в местах пересечения дорог или дороги с железнодорожными путями для обеспечения беспрепятственного движения в разных уровнях;

Пересечение в разных уровнях- путепровод.

2.57. разделительная зона - выделенный горизонтальной дорожной разметкой элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально обозначенных мест;

На левом изображении- разделительная зона («без газона»), на правом – разделительная полоса («коси коса»). На обеих – две проезжие части.

Двойная сплошная разметка, только одна проезжая часть.

2.58. разделительная полоса - выделенный конструктивно элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально оборудованных и обозначенных мест;

Две проезжие части. Разделительная полоса (выделена конструктивно при помощи газона).

2.59. регулировщик сотрудник ГАИ1, осуществляющий регулирование дорожного движения в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с жезлом и свистком). К регулировщику приравниваются:

сотрудник Военной автомобильной инспекции2 Вооруженных Сил, органов пограничной службы, органов государственной безопасности и подчиненных им воинских частей в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) и свистком) при обеспечении движения организованных транспортных колонн, в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны, Министерству внутренних дел, органам государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям;

работники дорожно-строительных и эксплуатационных организаций3, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах4 в одежде из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) при исполнении ими своих служебных обязанностей;

Дежурный на переезде- регулировщик.

2.60. самоходная машина - гусеничный трактор, сельскохозяйственная, дорожная, строительная, иная машина, которые без дополнительных мер обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных организацией изготовителем, не предназначены для участия в дорожном движении. При участии в дорожном движении самоходные машины приравниваются к транспортным средствам, а их движение по дорогам должно осуществляться в соответствии с требованиями настоящих Правил, предъявляемыми к транспортным средствам, если этими Правилами не установлено иное в отношении самоходных машин;

2.601. средство персональной мобильности – устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем1+ и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами2+ (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее);

СПМ – средство персональной мобильности не является ТС.

2.61. стоянка транспортного средства - преднамеренное прекращение движения транспортного средства более чем на 5 минут по причинам, не связанным с посадкой (высадкой) пассажиров либо загрузкой (разгрузкой) транспортного средства, а также зарядкой электромобиля;

2.62. тахограф - оборудование, предназначенное для установки на транспортных средствах в целях показания или регистрации в автоматическом или полуавтоматическом режиме данных о движении этих транспортных средств или об определенных периодах работы их водителей;

Тахограф, применяемый при международных перевозках.

2.63. темное время суток - промежуток времени, который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца;

2.64. технически допустимая общая масса - максимальная масса транспортного средства, установленная изготовителем (с грузом, водителем и пассажирами). Технически допустимой общей массой автопоезда является сумма технически допустимых общих масс автомобиля (колесного трактора) и прицепа;

2.65. технические средства организации дорожного движения - устройства, конструкции и изображения, применяемые на дорогах для регулирования дорожного движения, обеспечения его безопасности и повышения пропускной способности дорог;

2.66. тихоходное транспортное средство - механическое1+ транспортное средство, которое по своей конструкции или по условиям обеспечения безопасности при перевозке груза не может двигаться со скоростью, превышающей 30 км/ч2+, обозначенное опознавательным знаком «Тихоходное транспортное средство»3+;

2.67. трамвай - механическое транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам, участвующее в дорожном движении и не являющееся железнодорожным транспортным средством;

Несмотря на некоторую схожесть трамвай не является железнодорожным ТС.

2.68. транспортная колонна - группа из двух и более механических транспортных средств1+, следующих друг за другом по одной полосе2+ движения с постоянно включенным ближним светом3+ фар, обозначенная опознавательными знаками «Колонна»4+, если иное не определено подпунктом 201.7 пункта 201 настоящих Правил;

Эта группа ТС без сопровождения автомобилей ГАИ – просто транспортная колонна.

2.681. транспортная развязка в разных уровнях – инженерное сооружение, включающее путепровод и съезды, обеспечивающие перемещение транспортных средств с одной дороги на другую;

Транспортная развязка включает в себя и путепровод, и съезды с него.

2.69. транспортное средство - устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования;

2.70. транспортное средство оперативного назначения - транспортное средство, имеющее специальную цветографическую окраску и (или) световую и звуковую сигнализацию;

Автомобиль на пересекаемой дороге является ТС оперативного назначения даже при выключении маячков и звукового сигнала.

2.71. троллейбус - механическое транспортное средство, приводимое в движение электродвигателем, питание которого обеспечивается по подвесной контактной сети от внешнего источника электрического тока;

2.72. тротуар - элемент дороги, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами;

2.73. тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, максимальные весовые и (или) габаритные размеры которого превышают допустимые параметры, установленные для проезда по автомобильным дорогам общего пользования;

Для проезда тяжеловесных и крупногабаритных ТС по дорогам общего пользования требуется специальное разрешение.

2.74. управление транспортным средством - воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального;

2.75. усовершенствованное покрытие - покрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами1, а также из штучных материалов2: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и т.п.;

2.76. уступить дорогу (предоставить преимущество) - требование, означающее не возобновлять движение, снизить скорость движения вплоть до остановки транспортного средства или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения;

2.77. участник дорожного движения - физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы;

2.771. шасси транспортного средства - составная часть грузового автомобиля, прицепа к нему, грузопассажирского автомобиля, тягача, предназначенная для последующего изготовления транспортного средства, не имеющая составляющих частей для перевозки пассажиров и (или) грузов и установленного оборудования. Участие в дорожном движении шасси транспортных средств должно осуществляться в соответствии с требованиями настоящих Правил, предъявляемыми к транспортным средствам, если этими Правилами не установлено иное в отношении шасси транспортных средств;

2.772. электромобиль – транспортное средство, приводимое в движение только электродвигателем от внутреннего перезаряжаемого источника электроэнергии;

Электромобиль на зарядке, даже если она займёт 4 часа, совершает только остановку.

2.78. элементы дороги - одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки, расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности, выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины;

2.79. Исключён.

 

3. На дорогах Республики Беларусь установлено правостороннее движение транспортных средств.

На дорогах Республики Беларусь запрещается участие в дорожном движении транспортных средств, устройств, приспособлений, машин и механизмов, не подлежащих регистрации в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, за исключением случаев их участия в дорожном движении по дорогам без усовершенствованного покрытия, а также в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами. При участии в дорожном движении такие транспортные средства, устройства, приспособления, машины и механизмы приравниваются к транспортным средствам, а их движение по дорогам должно осуществляться в соответствии с требованиями настоящих Правил, предъявляемыми к транспортным средствам, если этими Правилами не установлено иное в отношении данных транспортных средств, устройств, приспособлений, машин и механизмов.

Снегоболотоходы колесные малогабаритные (квадроциклы – ATV) типа I категорий G, S и типа II, снегоходы, мотовездеходы UTV с автомобильной посадкой допускаются к участию в дорожном движении только по дорогам без усовершенствованного покрытия.

Некоторые квадроциклы могут двигаться только вне дорог с усовершенствованным покрытием.

 

4. ГАИ осуществляется согласование дорожного движения в случаях, не оговоренных настоящими Правилами1, а также при применении в экспериментальных целях технических средств2 организации дорожного движения, не предусмотренных настоящими Правилами и техническими нормативными правовыми актами. Своевременное доведение в доступных формах до сведения физических и юридических лиц технических нормативных правовых актов в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности возлагается на республиканский орган государственного управления по стандартизации, метрологии и сертификации.

Формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований настоящих Правил определяются Министерством внутренних дел.

 

5. Нарушение настоящих Правил влечет ответственность, установленную законодательными актами.