35. Требование регулировщика об остановке транспортного
средства выражается путем подачи сигнала жезлом или жестом руки, а также с
помощью громкоговорящего устройства. Для дополнительного привлечения внимания
участников дорожного движения регулировщиком может подаваться сигнал свистком.
Водитель должен остановиться в указанном ему регулировщиком месте.
Сигналы регулировщика обязательны для исполнения
участниками дорожного движения, даже если они не соответствуют требованиям
сигналов светофоров и других технических средств организации дорожного
движения.
Действия регулировщика должны обеспечивать безопасность
участников дорожного движения.
36. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:
36.1. руки вытянуты в стороны или опущены:
36.1.1. со стороны левого и правого бока разрешено: трамваю
— движение прямо, другим транспортным средствам — движение прямо и направо,
пешеходам — переходить проезжую часть дороги;
36.1.2. со стороны груди и спины: движение всех
транспортных средств и пешеходов запрещено;
36.2. правая рука вытянута вперед:
36.2.1. со стороны левого бока разрешено: трамваю —
движение налево, другим транспортным средствам — движение во всех направлениях;
36.2.2. со стороны груди: всем транспортным средствам
разрешено движение только направо;
36.2.3. со стороны правого бока и спины: движение всех
транспортных средств запрещено, пешеходам разрешено переходить проезжую часть
дороги за спиной регулировщика;
36.3. рука поднята вверх: движение всех транспортных
средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев,
предусмотренных подпунктами 50.1 и 50.2 пункта 50 настоящих Правил.
37. Регулировщик может подавать понятные участникам
дорожного движения сигналы, не указанные в пункте 36 настоящих Правил.
38. Светофоры относятся к техническим средствам организации
дорожного движения и применяются для регулирования очередности пропуска транспортных
средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог. Светофоры
подразделяются на транспортные и пешеходные.
Со светофорами может применяться дополнительное
оборудование: экраны, информационные секции, информационные и обозначающие
таблички, цифровые табло, кнопки включения разрешающего сигнала для пешеходов
(табло вызовные пешеходные). В светофорах применяются
световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цветов.
В зависимости от назначения сигналы светофоров могут быть
круглыми, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода, велосипеда, трамвая и
Х-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две
дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые
располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.
Светофоры с Х-образным красным сигналом, желтым сигналом в
виде стрелки (при его наличии), направленной вправо, и зеленым сигналом в виде
стрелки, направленной вниз, называются реверсивными и предназначены для
регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части дороги,
по которым направление движения может изменяться на противоположное.
39. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
39.1. зеленый сигнал разрешает движение;
39.2. зеленый мигающий сигнал разрешает движение и
информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий
сигнал;
39.3. желтый сигнал предупреждает о предстоящей смене
сигналов и запрещает движение, кроме случаев, указанных в подпунктах 50.1, 50.2
пункта 50 и пункте 106 настоящих Правил;
39.4. желтый мигающий сигнал разрешает движение и
информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода,
предупреждает о возможной опасности для движения;
39.5. красный сигнал, в том числе мигающий (два мигающих
красных сигнала), запрещает движение;
39.6. сочетание красного и желтого сигналов запрещает
движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
40. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного,
желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы
соответствующего цвета. Движение осуществляется при включении разрешающего
сигнала светофора только по направлениям, указываемым стрелками. Вместо
красных, желтых и зеленых стрелок в том же значении могут использоваться
круглые красные, желтые и зеленые сигналы с нанесенными на них черными
контурными стрелками.
При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и
разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком. Такое же
значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал
дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом
этой секцией.
41. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена
черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии
дополнительной секции светофора и указывает иные, чем сигнал дополнительной
секции, разрешенные направления движения.
42. Если сигнал светофора выполнен в виде зеленого или
красного силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов.
Зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов. При этом:
42.1. мигающий зеленый сигнал пешеходного светофора
запрещает выход пешеходов на проезжую часть дороги с тротуара или островка
безопасности, но разрешает пешеходам, находящимся на проезжей части, продолжить
движение в том же направлении до островка безопасности (при его наличии) или
завершить переход проезжей части дороги (при отсутствии островка безопасности);
42.2. если красный сигнал пешеходного светофора застал пешехода
на проезжей части дороги, на которой отсутствует островок безопасности, то
пешеход должен завершить переход проезжей части дороги;
42.3. если красный сигнал пешеходного светофора застал
пешехода на проезжей части дороги до островка безопасности, то пешеход должен
продолжить движение в том же направлении до островка безопасности и
остановиться на нем;
42.4. если красный сигнал пешеходного светофора застал
пешехода на островке безопасности, то пешеход должен оставаться на нем до
включения разрешающего сигнала светофора;
42.5. если красный сигнал пешеходного светофора застал
пешехода на проезжей части дороги после островка безопасности, то пешеход
должен завершить переход проезжей части дороги;
42.6. для информирования пешеходов о том, что в период
разрешенного для них движения по пешеходному переходу через переход могут
двигаться транспортные средства, выполняющие на перекрестке
правый и (или) левый поворот, разрешающий сигнал пешеходного светофора может
быть дополнен по периметру кольцом желтого цвета;
42.7. для дополнительного информирования пешеходов о
возможности пересечения проезжей части дороги световые сигналы светофоров могут
быть дополнены звуковым сигналом;
42.8. для информирования пешеходов о времени ожидания
разрешающего сигнала и (или) о времени, оставшемся для безопасного завершения
перехода проезжей части дороги, совместно с пешеходными светофорами могут
применяться цифровые табло;
42.9. при отсутствии на пешеходном переходе пешеходного
светофора пешеходы должны руководствоваться сигналами транспортного светофора.
43. Если на сигналы светофора нанесены силуэты велосипеда
либо под транспортным светофором установлена обозначающая табличка белого цвета
с черным силуэтом велосипеда, действие сигналов такого светофора
распространяется только на велосипедистов. Значения сигналов светофора для них
аналогичны значению круглых сигналов, указанных в пункте 39 настоящих Правил.
Если под пешеходным светофором установлена обозначающая табличка
белого цвета с черным силуэтом велосипеда, действие сигналов такого светофора
распространяется и на велосипедистов.
При пересечении проезжей части по регулируемому пешеходному
переходу или
велосипедному переезду и отсутствии светофора, регулирующего
движение велосипедистов, водители велосипедов должны руководствоваться
сигналами пешеходного светофора, а при его отсутствии — сигналами транспортного
светофора.
44. Красный сигнал реверсивного светофора запрещает, а
зеленый разрешает движение.
При выключенных сигналах реверсивного светофора, который
расположен над полосой движения, обозначенной с обеих сторон горизонтальной
дорожной разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть
дополнены желтым сигналом в виде стрелки, наклоненной по диагонали вниз
направо, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и
необходимости перестроиться на полосу движения справа.
45. Для регулирования движения трамваев, а также других
маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе
движения, могут применяться светофоры:
одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами
бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т», при этом движение
разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или
нескольких верхних, из которых левый означает движение налево (на разворот для
маршрутных транспортных средств, кроме трамвая), средний — прямо, правый —
направо. Если включены только три верхних сигнала, движение запрещено;
двухцветной сигнализации с вертикальным или горизонтальным
расположением сигналов, один из которых выполнен в виде красного силуэта
трамвая на черном фоне, а другой — в виде стрелки бело-лунного цвета на черном
фоне (только для регулирования движения трамваев). Бело-лунный сигнал такого
светофора разрешает движение трамваев в направлении, указываемом стрелкой,
красный сигнал запрещает движение трамваев в этом направлении. Светофоры могут
быть дополнены табличкой белого цвета с черным силуэтом трамвая.
Водители трамваев и других маршрутных транспортных средств,
движущихся по выделенной для них полосе движения, должны руководствоваться
сигналами светофоров, указанными в части первой настоящего пункта, в случаях
применения этих светофоров совместно с иными транспортными светофорами.
46. Для регулирования движения на железнодорожных переездах
применяются светофоры с двумя красными сигналами или одним бело-лунным и двумя
красными сигналами, которые имеют следующие значения:
46.1. мигающие красные сигналы запрещают движение
транспортных средств, участников дорожного движения через железнодорожный
переезд. Одновременно с этими сигналами должен быть включен звуковой сигнал,
который дополнительно информирует о запрещении движения через железнодорожный
переезд;
46.2. мигающий бело-лунный сигнал дополнительно обозначает
железнодорожный переезд, информирует об исправности сигнализации и не запрещает
движения транспортных средств, участников дорожного движения;
46.3. выключенные красный и бело-лунный сигналы означают,
что сигнализация не работает или неисправна. В этом случае разрешается движение
транспортных средств, участников дорожного движения только при отсутствии
железнодорожного транспортного средства.
47. Для обозначения нерегулируемых перекрестков и
пешеходных переходов могут применяться светофоры с одним или двумя мигающими
желтыми сигналами.
48. На перекрестке при запрещающем сигнале регулировщика
или светофора водители должны остановиться перед дорожным знаком «Стоп-линия»
(линией горизонтальной дорожной разметки 1.12), а при ее отсутствии:
48.1. перед светофором, руководствуясь пунктом 106
настоящих Правил;
48.2. перед пешеходным переходом — при отсутствии
светофора;
48.3. перед ближним к водителю краем тротуара — при
отсутствии светофора и пешеходного перехода;
48.4. перед краем пересекаемой проезжей части дороги — при отсутствии
светофора, пешеходного перехода и тротуара.
49. Вне перекрестка при запрещающем сигнале регулировщика
или светофора (кроме реверсивного) водители должны остановиться перед дорожным
знаком «Стоп-линия» (линией горизонтальной дорожной разметки 1.12), а при его
отсутствии:
49.1. на регулируемом пешеходном переходе — перед
светофором, а при его отсутствии — перед пешеходным переходом;
49.2. перед железнодорожным переездом — в соответствии с
пунктом 129 настоящих Правил;
49.3. в других местах — перед регулировщиком или
светофором, не создавая препятствия и опасности для дорожного движения.
50. При поднятии регулировщиком руки вверх или включении
желтого сигнала светофора:
50.1. водителям, которые не могут остановиться, не прибегая
к экстренному торможению, в местах, определенных пунктами 48 и 49 настоящих
Правил, разрешается дальнейшее движение;
50.2. пешеходам, находящимся на проезжей части дороги,
разрешается продолжить движение в том же направлении до островка безопасности
(при его наличии) или завершить переход проезжей части дороги (при отсутствии
островка безопасности);
50.3. пешеходам запрещается:
50.3.1. выходить на проезжую часть дороги;
50.3.2. покидать островок безопасности.